Российский семейный бизнес приготовился к рецессии

​Российские семейные компании не ожидают роста в текущем году, следует из результатов опроса, проведенного компанией EY совместно с Центром изучения предпринимательства Kennesaw State University Cox Family Enterprise Center. В выборку попали по 25 крупнейших компаний из 21 страны, которые контролируются одним человеком или семьей через владение и менеджмент.

Треть опрошенных полагают, что произойдет сокращение рынков, еще треть считают, что рыночные условия не изменятся. Столь же скептически настроены представители семейных предприятий Бразилии и Италии: они также сталкиваются с набором экономических проблем.

Если же забыть про кризис, российский семейный бизнес чувствует себя неплохо. «Несмотря на относительную молодость российских семейных компаний, результаты проведенного исследования показывают, что в основном они развиваются в соответствии с глобальными трендами, характеризующими семейный бизнес», — пишет Антон Ионов, партнер EY, руководитель группы услуг для частных клиентов в СНГ.

С одной стороны, российские компании работают в меньшем количестве отраслей (1,4 против 5 в среднем по миру) и меньшем числе регионов (2,8 страны против 15). С другой — они оказались в числе рекордсменов по показателю рентабельности собственного капитала (ROE): он составил 20%. Аналогичный результат продемонстрировали только страны Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива. Близка цифра для Китая — 19,8%. При этом, например, показатель для США — 13,2%, для Японии — 10,8%.

Российский семейный бизнес доволен результатами деятельности своих советов директоров: 84% опрошенных посчитали их «хорошими» и «превосходными». Оставшиеся 16% не дали ни положительной, ни отрицательной характеристики, так что получается, что негативных ответов на вопрос о совете директоров не дал никто. В среднем в мире доля семейных предприятий, которые ответили положительно, составила 87%. Отличие в том, что россияне реже готовы доверить совету определение порядка наследования бизнеса: владельцы предпочитают делать это сами (36,4%) или делегировать задачу исполнительному директору (также 36,4%).

Ранее исследования семейного бизнеса в России проводились консалтинговой компанией PwC. Из результатов за 2012 и 2014 годы следует, что доля компаний, которые фиксировали рост продаж за 12 месяцев, предшествовавших опросу, за два года сократилась с 92 до 72%. На 19% — с 95 до 76% — снизилась доля тех, кто планировал стабильный рост в течение 5 лет и полагал, что сможет его обеспечить.

Представителей семейного и частного бизнеса также спрашивали, какие факторы, на их взгляд, являются наиболее серьезными трудностями на пятилетнем горизонте. В 2012 году лидировали общая экономическая обстановка, привлечение необходимого персонала и ценовая конкуренция. Летом 2014 года топ-3 несколько изменился: на третье место вместо конкуренции вышла необходимость повышения профессионализма. В опросе EY сектор человеческого капитала назван одним из трех ключевых направлений для инвестиций, наряду с информационными системами и производственными мощностями.​​​ 

Поделись новостью с друзьями!