Переговоры о мирном урегулировании в Донбассе оказались на грани срыва

​​Встреча рабочей группы по политическим вопросам в рамках трехсторонних переговорах по Донбассу, назначенная на 12 августа, может быть сорвана. Представитель президента Украины в этой рабочей группе, бывший секретарь Совета нацбезопасности и обороны Владимир Горбулин даже не исключил в разговоре с РБК, что встреча в режиме телеконференции может и не состояться.

О том, что переговоры должны состояться в среду и будут посвящены политической части минских соглашений (конституционной реформе на Украине, особому статусу двух восточных областей и организации местных выборов), сообщил накануне представляющий на переговорах самопровозглашенную Донецкую народную республику Денис Пушилин.

Политик выразил сомнение, что в ходе консультаций может быть достигнут прорыв: стороны слишком по-разному понимают условия, прописанные в феврале в комплексе мер по выполнению минских соглашений, и ведут бесплодные переговоры несколько месяцев. «Некоторый тупик по факту есть», — подтвердил Пушилин РБК. Но никаких заявлений об отмене встречи не было, заметил он в разговоре с РБК.

Условия возвращения самопровозглашенных ДНР и ЛНР в правовое поле Украины в последний раз обсуждали участники политической рабочей группы 3 августа в Минске — тогда там состоялась встреча Контактной группы по мирному урегулированию (ОБСЕ, Россия, Украина и приглашенные представители ДНР и ЛНР), а также всех ее подгрупп. Киев, Донецк и Луганск установили разные даты и условия проведения местных выборов, координации между сторонами нет, на этой почве представители республик и Киев обвиняют друг друга в срыве мирного урегулирования.

Выборы в Донбассе в рассрочку

Выборы в органы местного самоуправления Украины назначены на 25 октября. Закон, принятый Верховной радой в июле, предполагает, что «в переходный период» выборы не проводятся в Крыму и в тех районах Донецкой и Луганской областей, которые находятся под контролем ополченцев. В тех частях проблемных областей, что управляются Киевом, проведение выборов зависит от отдельного решения украинской Центральной избирательной комиссии. В этих местах по закону выборы будут назначены Киевом на другую дату при условии восстановления полного его контроля над этими территориями.

Этот пункт не устроил представителей самопровозглашенных республик. Их позиция иная: сначала выборы и местное самоуправление, потом восстановление контроля Киева над территориями. Претензия к украинскому регулированию местных выборов от ДНР и ЛНР заключалась и в том, что к выборам по украинскому законодательству в итоге был привязан особый статус Донецкой и Луганской областей; он присваивался территориям не сразу же (как того требовали соглашения и сами ополченцы), а лишь после проведения там местных выборов по украинским законам.

«В минских соглашениях четко прописано, что местные выборы должны проводиться по согласованному с нами закону, — описывает дополнительные претензии к решению Киева Пушилин. — Так как это условие не выполнено, мы проведем их в соответствии с тем законом, который бы нас устроил».

Республики назначили себе выборы самостоятельно: в ДНР они пройдут 18 октября, в ЛНР — 1 ноября. Таким образом, заявляют представители республик, они выполняют заложенные в минских соглашениях обязательства.

Лидер ДНР Александр Захарченко заявил, что его республика вынуждена «ради спасения минских договоренностей самостоятельно приступить к их выполнению» (цитата по Донецкому агентству новостей).

«Фейковые» выборы

Киев и западные партнеры по переговорам, в свою очередь, восприняли решение повстанцев как покушение на достигнутые договоренности. «То, что сейчас готовится как местные выборы, не является выборами с точки зрения минских договоренностей», — в частности, заявил германский министр иностранных дел Франк Вальтер Штайнмайер. Вице-президент США Джозеф Байден назвал решение самопровозглашенных республик «прямым противоречием минским соглашениям и украинскому закону».

Киев же назвал выборы «фейковыми». «Президент подчеркнул, что фейковые выборы, которые боевики планируют провести на оккупированных территориях Донецкой и Луганской области​ 18 октября и 1 ноября, могут полностью разрушить минские договоренности», — говорится в опубликованном 4 августа заявлении пресс-службы Порошенко.

Дальнейшие попытки сгладить противоречия успеха не имели. Поскольку в февральском «комплексе мер» говорится о том, что выборы должны проводиться по украинским законам и под контролем Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) ОБСЕ, самопровозглашенные народные республики объявили, что руководствоваться в их проведении будут Конституцией и законами Украины, но в той части, которая не противоречит уже принятому законодательству ДНР и ЛНР. В начале июля глава ДНР Александр Захарченко заявил о готовности пригласить миссию наблюдателей.

Официальный представитель БДИПЧ Томас Раймер предложение Захарченко отверг. Как он заявил РИА Новости, обе народные республики не являются членами ОБСЕ, так что для того, чтобы там была организована миссия, получить приглашение наблюдатели должны от правительства Украины. Такое приглашение от Киева поступило в Вену 23 июля, но касалось лишь местных выборов 25 октября на подконтрольной властям страны территории.

«Украина не собирается соблюдать взятые на себя [в Минске] обязательства и предоставлять региону реальную автономию», — трактовал возникшую коллизию лидер ЛНР Игорь Плотницкий. С представителями республик согласны и умеренные критики администрации президента Порошенко. «Вместо того чтобы что-то согласовывать и вырабатывать, Киев просто отменил выборы», — пришел к выводу в «Новой газете» советский диссидент и бывший советник президента Леонида Кучмы Владимир Малинкович.

К тому же, по его мнению, поскольку «комплекс мер» предполагает поэтапное выполнение условий, отказ Киева от проведения выборов в Донбассе ставит под вопрос дальнейшее выполнение мирного плана: восстановление полного контроля Украины над государственной границей, указывается в пункте 9 соглашений, «должно начаться в первый день после местных выборов и завершиться после всеобъемлющего политического урегулирования» при условии принятия Конституции, в которой была бы прописана децентрализация «с учетом особенностей отдельных районов» Донбасса. 

Поделись новостью с друзьями!