Франчайзинг наоборот: зачем «Пятерочке» нужны магазины на вокзалах

Франчайзинг наоборот

X5 Retail Group (владеет сетями магазинов «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель» и др.) и «Российские железные дороги» объявили о запуске совместного проекта — открытии в России до 2019 года 300 универсамов под вывеской «ЖТК-Пятерочка».

РЖД предоставит помещения новой сети «вблизи железнодорожных инфраструктур», пояснил РБК заместитель гендиректора Железнодорожной торговой компании (ЖТК), «дочки» монополии, Александр Сосковец, недвижимость останется на балансе у железнодорожников. Также на ЖТК возлагается «операционное управление сетью», говорится в заявлении X5, но что под этим подразумевается, не уточняется.

X5 берет на себя труд непосредственно по открытию магазинов — ремонту и оборудованию помещений, организации и логистике поставок, IT-сопровождению, обучению персонала, рекламной поддержке. X5 будет нести все расходы по этому проекту, общий объем инвестиций пока не определен, говорит Сосковец.

В релизе X5 говорится, что партнерство строится по модели «обратного франчайзинга». Подробнее об этой модели, в частности, о том, как будет распределяться выручка «ЖТК-Пятерочек», Сосковец и представитель X5 Варвара Стоянова говорить отказались.

Модель подразумевает, что весь бизнес ведет франчайзер, в данном случае — X5, объясняет исполнительный директор Российской ассоциации франчайзинга Юрий Михайличенко, а франчайзи — ЖТК — не несет никаких рисков. Франчайзер таким способом получает доступ к площадкам с хорошей локацией и экономит на аренде, считает он.

Обратный франчайзинг — модель, придуманная X5, никто из крупных ретейлеров ее не использует, говорит старший аналитик Райффайзенбанка Наталья Колупаева.

X5 и пассажирский сервис РЖД в цифрах

5 способов питания доступны пассажирам поездов дальнего следования: посещение вагона-ресторана; покупка еды у проводников или сотрудников вагона-ресторана, торгующих вразнос; приобретение билета «с питанием» (обед доставляется в купе); покупка еды у легальных и нелегальных продавцов на станциях; заготовка продуктов заранее перед поездкой

9,4 млн пассажиров поездов дальнего следования получили питание в 2014 году — на 40% больше, чем в 2013-м

862 вагона-ресторана средним возрастом 25,5 года насчитывал парк РЖД в прошлом году

На 39% снизилось число жалоб пассажиров на плохую организацию питания в 2014 году относительно 2013 года

60% вагонов-ресторанов, по словам гендиректора ФПК Михаила Акулова, в 2010 году находились в аренде у сторонних фирм. Годовая стоимость аренды вагона на тот момент составляла около 4 млн руб.

Около 1,5 тыс. вокзалов и около 5 тыс. станций находились в ведении «Российских железных дорог» в 2011 году, по словам начальника дирекции железнодорожных вокзалов «РЖД» Сергея Абрамова

2,7 млрд руб. собственных и привлеченных средств будет направлено в развитие услуг общественного питания на вокзалах в 2013—2015 годах, по словам Абрамова

198,67 млн руб. чистой прибыли получила ОАО «Организация питания на вокзалах» в 2014 году. Доход получен от сдачи помещений в субаренду и в виде процентов от вложений в финансовые инструменты

5971 магазином управляла X5 Retail Group по итогам 2014 года. В их числе 4789 «Пятерочек», 403 «Перекрестка», 82 «Карусели» и 209 «Перекрестков экспресс»

Источник: «Коммерсантъ», «Новые известия», X5 Retail Group

На сайте X5 размещена презентация этой модели: франчайзер обеспечивает поставки всего товара со своих распределительных центров и выплачивает агентское вознаграждение франчайзи — от 17,5% с НДС, при упрощенной системе налогообложения — от 14,41%. Правда, как отмечается в презентации, именно франчайзи несет расходы на открытие магазина — от 6 до 60 млн руб. в зависимости от формата.

По оценке гендиректора «INFOline-Аналитики» Михаила Бурмистрова, инвестиции в проект могут составить от 2,4 до 3 млрд руб. Колупаева оценила их выше —​ на уровне 5 млрд руб., дополнительные вложения могут потребоваться для реконструкции помещений, считает она.

Магазины по дороге

До конца 2015 года будет открыто пять «ЖТК-Пятерочек», отмечается в релизе X5. По словам Сосковца, приоритетный регион для открытия магазинов — Центральная Россия, но пилотные проекты, возможно, будут запущены за Уралом — там, где X5 пока не представлена.

Средняя торговая площадь магазина составит 350 кв. м, что является стандартом для обычных «Пятерочек», ассортимент будет включать до 4 тыс. наименований товаров.

X5 данный проект дает возможность занять ряд привлекательных локаций, в том числе в небольших населенных пунктах, где альтернативы этим магазинам вообще не будет, рассуждает Бурмистров. Для Х5 это дополнительная возможность развития бизнеса, повышения узнаваемости бренда, согласна Колупаева.

Как сообщала газета «Ведомости» в 2013 году, «Пятерочка» намеревалась в пятилетней перспективе довести оборот магазинов, работающих по обратному франчайзингу, до $1 млрд. На тот момент у компании был 41 такой магазин. С тех пор стало известно о нескольких проектах в этом направлении: более 100 магазинов должно открыться в партнерстве с «Военторгом», 300 — в помещениях «Ростелекома», 150 — в торговых объектах Московского регионального союза потребительской кооперации. По подсчетам Бурмистрова, доля обратного франчайзинга в выручке «Пятерочки» пока незначительна — всего 1–2%.

X5 на 30 июня 2015 года управляла 5971 магазином (5273 «Пятерочки», 438 супермаркетов «Перекресток», 83 гипермаркета «Карусель» и 177 магазинов «Экспресс»). Выручка Х5 по итогам 2014-го составила 633,8 млрд руб., чистая прибыль — 12,7 млрд руб.

Торговая компания

X5 вела переговоры с РЖД об открытии супермаркетов «Пятерочка» и «Перекресток» еще с 2013 года, но переговоры буксовали. В феврале X5 и группа РПМ («Репутьмаш»), еще одна «дочка» РЖД, подписали соглашение о партнерстве, в рамках которого ретейлер должен был обучить и трудоустроить попавших под сокращение сотрудников группы. Новый совместный проект — это продолжение предыдущего сотрудничества, говорит Сосковец.

Железнодорожная торговая компания была образована в 2007 году на базе имущества Дорожных центров рабочего снабжения — филиалов РЖД, она занимается организацией общественного питания и розничной торговлей. Общая численность работников ЖТК составляет 11 тыс. человек. По данным СПАРК-Интерфакс, выручка компании в 2014 году составила 6,5 млрд руб., чистый убыток — 81,2 млн руб. «Нам надо становиться рыночной, конкурентоспособной компанией, — говорит Сосковец. — Лейтмотив того, что мы сейчас делаем, — это конкурентоспособность в торговле за счет цен, расширения ассортимента».

РЖД проявляет все больше интереса к торговле и общепиту. Совместно с компанией «Арпиком» (управляет ресторанами Goodman, «Колбасофф», «Филимонова и Янкель») она создала в 2007 году предприятие «Единая сеть питания», которое начало поставлять еду в поезда по некоторым направлениям, а также на рейсы авиакомпаний S7 и «Уральские авиалинии». В 2011-м РЖД планировали при участии ЕСП создать компанию по управлению вагонами-ресторанами, предполагалось, что стоимость проекта составит около 10 млрд руб., но с тех пор тема больше не поднималась. 

Поделись новостью с друзьями!