Чиновники придумали два рецепта борьбы с ростом цен на бензин

​Отгружайте на биржу

На прошлой неделе, 19 августа, в Федеральной антимонопольной службе (ФАС) прошло совещание о ситуации на рынке нефти и нефтепродуктов. Помимо сотрудников ФАС в нем приняли участие представители «Роснефти», ЛУКОЙЛа и «Газпром нефти», ЦДУ ТЭК, Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи (СПбМТСБ) и независимых покупателей, сообщили РБК два участника мероприятия. Антимонопольная служба представила им два проекта решений, которые призваны сдержать рост цен на бензин и дизель.

Во-первых, чиновники предложили скорректировать приказ, подписанный в апреле 2013 года руководителями Минэнерго и ФАС. Он установил минимальный объем топлива, который компании должны продавать на торгах Санкт-Петербургской биржи: не менее 10% от производимого бензина и авиакеросина, 5% — дизтоплива и 2% — мазута. Норма обязательных продаж бензина может вырасти до 20% от объема выпуска НПЗ каждой компании в летний период (осенью и весной — до 15%). Во-вторых, антимонопольное ведомство предлагает исключить из расчета норматива продаж объемы топлива, которые нефтяные компании продают на бирже своим же сбытовым компаниям и друг другу.

Для того чтобы изменения вступили в силу, ФАС должна согласовать их с Минэнерго. Тогда руководители двух ведомств подпишут скорректированный приказ. Точных сроков нововведений на совещании озвучено не было. В минувшую пятницу начальник управления контроля ТЭК ФАС Дмитрий Махонин пояснил РБК, что сроки корректировки совместного приказа будут зависеть от мониторинга цен на бензин по итогам осенних ремонтов НПЗ. Если цены заметно вырастут, несмотря на падение мировых цен на нефть и рост производства бензина внутри страны, то обсуждавшиеся меры будут внедрены срочным порядком, отметил чиновник.

Новый норматив

Вице-президент СПбМТСБ Антон Карпов рассказал РБК, что объем продаж автомобильного бензина на бирже в 2014 году составил 6,24 млн т (16,3% от общего объема производства в России), а за первое полугодие 2015 года — 2,99 млн т (15,4% от объема производства). По его словам, все компании — владельцы НПЗ сегодня выполняют требования приказа по норме биржевых продаж. По данным ЦДУ ТЭК, производство бензина в первом полугодии 2015 года в России составило 19,38 млн т, в 2014 году — 38,3 млн т.

По расчетам директора по развитию бизнеса независимого агентства «Аналитика товарных рынков» Михаила Турукалова, в случае увеличения продаж бензинов на бирже до 20% в пик сезона объем торговли бензином на бирже вырастет на 30–40% к текущим значениям (до 4–4,5 млн т). По его оценке, этого будет достаточно для удовлетворения спроса независимых компаний, которые смогут конкурировать по ценам на мелкооптовом рынке (поставки топлива на заправки) с поставщиками для сетей АЗС нефтяных компаний.

Частные и государственные компании по-разному реагируют на предложения поднять норматив биржевых продаж. В «Газпром нефти» РБК сообщили, что компания продала на бирже в первом полугодии 2015 года 536 тыс. т бензинов. «Увеличение норматива биржевой реализации бензина сверх установленных 10% может рассматриваться как крайняя мера, — отметил представитель компании. — С учетом того, что компаниям необходимо копить запасы бензина в периоды пикового спроса и снабжения других сегментов рынка (мелкий опт и розница), увеличение норматива может подтолкнуть сбытовые предприятия вертикально интегрированных компаний [ВИНК, объединяют добычу нефти — переработку — продажу нефтепродуктов] к приобретению объемов бензина на бирже».

Ставшая в 2014 году государственной компанией «Башнефть» ежемесячно продает на бирже от 14 до 19% выпускаемых автобензинов — при обязательном уровне 10%, сообщил представитель компании Сергей Вяземский. По его словам, в среднем в первом полугодии 2014 года компания продавала на бирже 14% производимого топлива, а за первое полугодие 2015 года — уже 17%. В «Башнефти» считают текущий объем автобензинов, реализуемый на бирже, «сбалансированным как с точки зрения удовлетворения независимых конечных потребителей, так и для реализации собственной стратегии развития мелкооптовых и розничных продаж нефтепродуктов».

Не торгуйте сами с собой

Собственная стратегия нефтяных компаний не должна искажать статистику биржевых торгов, считают в ФАС. Поэтому второй шаг, который готова сделать антимонопольная служба, — исключить из обязательных объемов продаж бензина все сделки нефтяников по продаже топлива собственным сбытовым структурам, а также друг другу. Это правило не коснется специальной торговой сессии для крупных нефтяных компаний — владельцев НПЗ, официальных адресных сделок и продаж сверх обязательного лимита.

Как сообщил РБК один из участников последнего совещания в ФАС, только в июле 2015 года, по данным биржи, нефтяники продали друг другу и собственным сбытам до 33% реализуемого на бирже бензина АИ-92 и 32% АИ-95. По его словам, без учета адресных сделок и специальной сессии по торговле нефтяниками друг с другом цифра окажется выше. «В период высокого спроса доля нефтепродуктов, продаваемых производителями на бирже собственным сбытовым структурам или другим ВИНК, составляет до 40%», — утверждает Александр Гудков, генеральный директор некоммерческого партнерства «Совет по товарным рынкам».

«Крупные компании рапортуют о том, что выполняют и перевыполняют объемы продаж на бирже, но на деле в летний пик спроса случаются ситуации, когда отдельные из них отпускают до 70% объема топлива собственным сбытовым структурам или друг другу. Когда нефтяники занимаются такой скупкой, это приводит к росту цен на топливо, так как независимым покупателям не хватает объемов», — утверждает Махонин.

Письмо про ЛУКОЙЛ

В июне РБК писал о жалобе независимых покупателей бензина в ФАС на то, что с января 2015 года и до начала лета ЛУКОЙЛ держал цены на топливо на 2–4 тыс. руб. за тонну выше рынка. Они выставляли заявки на покупку нефтепродуктов ЛУКОЙЛа по цене в среднем от 33 857 руб. за тонну, а ЛУКОЙЛ и его группа компаний выставляли заявки по цене в среднем от 35 570 руб. за тонну, ссылалась ФАС на данные СПбМТСБ.

12 июня 2015 года ФАС направила ЛУКОЙЛу предписание исправить нарушение, предполагая, что нефтяная компания продавала топливо собственным сбытовым структурам, что является нарушением правил биржевой торговли. Однако в середине июня глава компании Вагит Алекперов письменно уведомил главу антимонопольной службы Игоря Артемьева, что ЛУКОЙЛ устранил нарушения (не признавая вины), хотя биржевые цены на бензин компании были снижены.

Биржа уже сделала первые шаги по ограничению «внутренних» сделок. По словам Карпова, на СПбМТСБ 13 июля заработала отдельная биржевая сессия для адресных договоров по фиксированным ценам. Адресные сделки проходят по цене, которая определяется на основании средневзвешенных цен сделок торговой сессии последнего дня.

По словам Махонина, если удастся вписать в приказ от апреля 2013 года ограничения для сделок с дочерними структурами и между крупными нефтяными компаниями, возможно, не понадобится увеличивать объем продаж топлива на бирже (до 20%) в летний пик спроса. «Это [одновременный рост норматива и ограничение на сделки] может привести к тому, что мы перегнем палку. Далеко не все нефтяные компании могут без ущерба для своих бизнес-процессов увеличить практически вдвое объем продаваемого на бирже бензина», — отмечает чиновник ФАС.

Мнения государственных и частных нефтяных компаний по поводу второй инициативы ФАС разделились. Например, «Роснефть» поддерживает инициативу ФАС по ограничению продаж вертикально интегрированных компаний в адрес своих дочерних предприятий. Как сообщил РБК ее официальный представитель, компания убеждена — эта мера повысит прозрачность ценообразования и ограничит колебания цен на топливо в оптовом сегменте. Но одновременно, по его словам, «Роснефть» не поддерживает ограничение возможности крупных нефтяных компаний приобретать топливо на бирже [у других крупных компаний] наравне с другими участниками рынка.​

Представитель «Газпром нефти» утверждает, что структуры компании не покупают на биржевых торгах бензины собственного производства. «Весь объем нефтепродуктов на бирже «Газпром нефть» реализует на рынок, за периметр компании», — утверждает он.

Официальный комментарий в ЛУКОЙЛе получить не удалось. Однако, как сообщил РБК источник в компании Вагита Алекперова, она не поддерживает инициативу ФАС исключить из объемов обязательных продаж на бирже продажи топлива компаний собственным сбытам. «В условиях падения цен на бензин и когда топлива сторонним покупателям хватает, нет смысла менять правила игры, которые устраивают участников рынка. Да, мы продаем бензин собственным сбытам, но это не запрещено правилами торговли и позволяет увеличить объемы торгов на бирже», — объясняет собеседник РБК в ЛУКОЙЛе. Он добавил, что если ФАС будет переходить от совещаний к действиям по изменению совместного апрельского приказа, то нефтяная компания письменно изложит свою позицию по этому вопросу. 

Поделись новостью с друзьями!